tartaria_magna


Новый научный журнал Tartaria Magna


Previous Entry Share Next Entry
Фотоотчет из монастыря Дрепунг (Гоман-дацан)
tartarmagna
digadog wrote in tartaria_magna
Обзорная съемка монастыря Дрепунг

В начале 2012 года Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН направил научную экспедицию в Индию для изучения феномена буддийского паломничества. В фокусе исследования исследователей оказалось не только паломничество с целью посещения святых для буддистов мест. Гораздо раньше из Бурятии в Индию началось паломничество учебное. Что же представляет собой буддийское монастырское образование и почему самые упорные хувараки едут за ним так далеко?



Цогчен-дуган, главное соборное здание Гоман-дацана монастыря Дрепунг

По словам участника экспедиции Николая Цыремпилова, «в тибетском буддизме традиции Гелук особый упор делается на логическом мышлении и знании классических текстов. В ранний период своей истории буддизм был лишь одной из многочисленных религиозно-философских систем Индии, и истинность постулатов своей религии буддистам приходилось отстаивать в горячих дискуссиях. От монахов требовалось умение с помощью безупречной логической аргументации доказывать свою правоту и ошибочность взглядов оппонентов».

Хувараки Гоман-дацана в Дрепунге идут на занятия

Так зародилось буддийское образование, в котором наряду с логикой требуется знание классических текстов. Последующие этапы своей истории буддисты все меньше сталкивались с необходимостью защищать свои взгляды, и философские диспуты стали эффективной образовательной методикой. В тибетских монастырях, воссозданных беженцами на юге Индии, уровень религиозного образования поддерживается на чрезвычайно высоком уровне. Без овладения искусством аргументации и заучивания наизусть обширных текстов, получение монастырского образования невозможно.
В 1996 году несколько первых бурятских юношей, учившихся в различных дацанах Бурятии, прибыли в Индию, чтобы, как и их знаменитые предки, начать обучение в лучших религиозных школах буддийского мира. Сегодня эти ребята вспоминают первые годы своей жизни в индийских тропиках с ностальгией, ведь для многих из них все теперь позади: и мучительное привыкание к изнуряющей жаре, к бесконечным летним дождям, к тяжелым болезням и к напряженной учебе на чужом языке.

Геше Жигме, в миру Дымбрыл Дашибалданов, родом из Алана Хоринского района, был одним из первых бурятских хувараков Дрепунга

Но тогда многие не выдерживали всех этих разом обрушившихся на их молодые головы трудностей. Кто-то не смог вынести климата, а кто-то не выдержал академических требований. Тем же, кто остался, во многом помогла поддержка тибетцев, среди которых все еще была жива память о старых бурятских ламах, которые когда-то были их учителями.

Хуварак Нацагдорж из села Мурочи Кяхтинского района слушает наставления старейшины монастыря

В 20-х годах XX века знаменитый бурятский лама Агван Доржиев отправил несколько молодых ребят в Тибет постигать премудрости буддийского учения. После того, как до них дошли слухи о тотальном уничтожении буддизма на их родине и трагической смерти их учителя, они поняли: назад дороги нет. Через десятилетия учебы, не имея поддержки со стороны родных и близких, бурятские монахи достигли вершин буддийской учености. Ацагатский Тубден Нима стал главным блюстителем монашеской нравственности в крупнейшем из монастырей Тибета – Дрепунге; тункинский Легден пользовался почтением за свои глубокие познания в буддийской логике и был приглашен занять престол настоятеля знаменитой гоманской школы. И, наконец, Агван Нима, как и его соратники, получил высшую ученую степень тибетско-буддийского мира – геше-лхарамба. Два первых геше трагически погибли в годы культурной революции. Геше Агван Нима вслед за Далай-ламой бежал в Индию, где на его плечи выпала миссия спасения буддийского знания в среде тибетских беженцев. Он дожил до преклонного возраста и ушел в мир иной всего за несколько лет до того, как новое поколение бурятских хувараков приехало в Индию за тем же, за чем прибыл в Тибет и он несколькими десятилетиями ранее.
По единодушному признанию бурятских хувараков, то, что их хорошо приняли в Гомане, объясняется тем, что в те годы память о бурятских ламах была еще жива.

Зэгбэ и Нацагдорж, бурятские хувараки Гоман-дацана

Тибетцы посчитали священным долгом принять и помочь юным землякам геше Агван Нимы на новом месте. Через шестнадцать лет первые два бурятских монаха нового поколения – Бадма Мархаев и Дымбрыл Дашибалданов – получили высшую монашескую ученую степень геше, продолжив линию преемственности от прошлых бурятских учителей. Символично и то, что многие из этих ребят первого гоманского набора теперь возвращаются на родину, чтобы поднять уровень буддийского образования в бурятских дацанах.

Первые бурятские геше постсоветского времени Бадма Мархаев (слева) и Дымбрыл Дашибалданов (справа). В центре Добдон-лама, один из старших бурятских хувараков

Бадма-лама вспоминает первого тибетского учителя, которому администрация дацана доверила заботу о бурятских юношах: «Этот учитель посвящал нам все свое время. Он учил нас говорить по-тибетски, помогал в учебе, а если кто-то заболевал, то жил с нами в госпитале, ночуя прямо на полу. Нас тогда очень впечатлило его самоотречение, и мы до сих пор испытываем к нему огромную благодарность».

Геше Бадма на крыше общежития в Дрепунге

В первые годы у бурятских студентов еще не было своего хозяйства и кухни, а потому питались в монастырской столовой. Со временем при поддержке Хамбо-ламы Аюшева ребята стали сами закупать для себя все необходимое и установили дежурство на своей кухне. По словам студента из Кяхты Нацагдорж-ламы, БТСР ежегодно аккуратно перечисляет необходимую сумму для содержания студентов.

Утро для студентов начинается еще до восхода.

Утро в монастыре Дрепунг, Гоман-дацан, общежитие бурят-монгольских хувараков

В предутренней тишине один за другим раздаются мерные голоса монахов: они готовятся к очередному уроку, во время которого учитель должен проверить, насколько твердо студенты запомнили очередную порцию текстов. К 6 часам монахи собираются на утреннюю службу, а после ее завершения начинаются занятия с учителями. Все уроки проходят исключительно на тибетском языке, и для молодых хувараков восприятие материала является самой большой проблемой. Нацагдорж-лама, приехавший учиться в Индию 5 лет назад, вспоминает, как сложно ему давался материал в первые годы: «Тяжелее всего в весенние месяцы. Стоит невыносимая жара, и голова просто отказывается думать. Но есть четкое понимание, что стоит расслабиться и отстать от программы, догнать будет уже невозможно. Приходилось учиться, стиснув зубы, несмотря на жару, на языковой барьер и тоску по дому. И тут нам на помощь всегда приходят старшие. После каждого урока они разъясняют нам трудные моменты по-бурятски. Без этой помощи пришлось бы тяжело».

Монахи спешат на ежедневные учебные диспуты

Но самым первым бурятским студентам объяснять материал на родном языке было некому. Им приходилось учиться вдвое больше, чем тибетцам. Многие не выдержали такого напряжения и возвратились на родину. Остались самые стойкие и здоровые. Ведь зачастую, даже при наличии железной воли и стремления к знаниям, непреодолимой преградой становятся болезни. Бадма-лама вспоминает, как во время сезона дождей, у ребят выступали нарывы на коже. Не помогали всевозможные мази и снадобья. Кто-то «цеплял» гепатит или даже туберкулез. И все же главным испытанием всегда есть и были высокие академические требования.

Диспуты в Гоман-дацане

Диспуты в Гоман-дацане

Во второй половине дня на площадке перед главным соборным зданием начинаются диспуты.«После монотонного заучивания текстов, говорит Эрдэм-лама, — диспуты для студентов это что-то вроде умственного развлечения. Это как увлекательная игра, во время которой нужно очень быстро думать. Интеллектуальные поединки так захватывают, что иногда студенты не замечают, что наступила глубокая ночь».

Эрдэм Инкеев из Ацагата Заиграевского района, рассказывает о традиции философского диспута

Ночной диспут в Дрепунге

Поздним вечером со стен и крыш общежитий доносится все тот же гул речитатива: учащиеся готовятся к завтрашнему дню, который снова начнется засветло. Наблюдая за тем, как напряженно учатся монахи, в голову приходит мысль о том, сколько лауреатов Нобелевской премии воспитали бы наши университеты, если бы жажда к знаниям у светских студентов была бы столь же высока, а университетская администрация была бы столь же требовательна?

Молодые хувараки разучивают тексты на крыше общежития

Главной целью бурятской диаспоры в Гомане в последние годы стало строительство собственного общежития. Дело в том, что в отличие от калмыков и тувинцев, которых даже в совокупности меньше, чем бурятских хувараков и у которых уже давно есть свои жилые корпуса, у бурят до сих пор нет своего дома. Все эти годы они жили в общежитии, предоставленном монастырской администрацией. А его приходится делить с монгольскими студентами. Кроме того, не хватает комнат, дополнительные занятия приходится проводить в жилых помещениях.

На стройплощадке будущего бурятского общежития

«Несколько лет назад, - говорит Нацагдорж-лама, - один наш земляк – доктор из Новосибирска – сделал первый взнос на постройку жилого корпуса для бурятских студентов. С этого времени фонд на строительство стал расти. Деньги присылают буряты из разных городов России, и на отведенной монастырской администрацией земле недавно был заложен фундамент». Цыденжап-лама, бурятский студент, назначенный диаспорой курировать строительство, рассказывает, что на заливку фундамента уже ушел миллион рупий.

Цыденжап-лама на стройплощадке будущего общежития

Всего для окончания строительства требуется еще порядка девяти миллионов: «Стараемся закупать все самое качественное, так чтобы после заезда в течение 10 лет менять только лампочки». Студенты мечтают, что в их собственном общежитии будут просторные залы под библиотеку и учебные лекции.
Для библиотеки требуется не только буддийская литература. В числе бурятских хувараков есть совсем еще дети. Нимажапу и Зэгбэ всего по 14 лет.

Юный хуварак Нимажап родом из Заиграево

В Гомане они учатся уже три года. «У этих ребят, - говорит Эрдэм-лама, - кармическая связь с учением Будды. Еще будучи совсем маленькими детьми, они просто рвались в монастырь, не допускали и мысли, что, как обычные дети, будут учиться в общеобразовательной школе».

Хуварак Зэгбэ родом из Закамны

Ребята упорно постигают буддийское знание, но расширять кругозор им тоже необходимо. Именно поэтому для библиотеки нужны детские познавательные книги на бурятском и русском языке. Нацагдорж-лама замечает, что монахи, которые живут в монастыре с детства, с трудом находят общий язык с мирянами: «Им просто не о чем с ними говорить, общие интересы отсутствуют». Большинство бурятских студентов поступают в Гоман уже после окончания средней школы или даже после получения высшего образования. Это дает им возможность не отчуждаться от общества и чувствовать его духовные потребности.

Бадма-лама на церемонии посвящения в Геше

Почти все студенты, после завершения курса обучения в тибетских монастырях Индии возвращаются домой, чтобы служить своему народу. Есть и те, чьи знания оказались востребованы на Западе. Так, один из ярчайших бурятских проповедников Жигжид-лама недавно возглавил буддийский центр в Швейцарии. Но и они стараются не терять связь с родиной и часто наведываются в Бурятию. «Индусы», как называют учившихся в Индии бурятских лам в Иволгинском дацане, за последние годы существенно подняли уровень образования в главной буддийской школе Бурятии – университете Даши Чойнхорлинг. Первый бурятский геше Бадма-лама с уверенностью говорит, что еще через несколько лет уровень буддийского образования в Иволге станет не многим ниже тибетского.

Бурятские хувараки на ступенях Гоман-дацана

«Нас, бурятских студентов, существенно больше, чем калмыцких и тувинских, а из количества, как известно, рождается качество». А это значит, что лучшие времена для бурятского буддизма еще впереди.

На крыше общежития бурят-монгольских хувараков

Гоман-дацан монастыря Дрепунг: 19 часов по местному времени



Фото, текст © ИМБТ СО РАНwww.tartaria-magna.ru

NB:
С различными видеоматериалами ИМБТ СО РАН можно ознакомиться на youtube-канале ИМБТ СО РАН

?

Log in